Проверка бренда до регистрации: что это, зачем и нужно ли
Для брендов, которые хотят стать товарными знаками, закон установил критерии охраноспособности.
Будущий знак должен обладать различительной способностью, не вводить потребителей в заблуждение относительно товаров или изготовителя, не нарушать частные и государственные интересы.
Основания для отказа в регистрации перечислены в статье 1483 ГК РФ.
Их много.
Поэтому до подачи заявки на регистрацию товарного знака рекомендую провести проверку обозначения.
По результатам проверки мы заранее узнаем, есть ли основания отказать в регистрации. Прокладываем пути преодоления. Дорабатываем обозначение или отказываемся от регистрации в пользу другого обозначения.
Проведение проверки ФИПС
Проведение поиска мешающих знаков и заявок предлагает сам регистрирующий орган.
Услуги ФИПС по одному словесному обозначению будут стоить от 4130 рублей, по изобразительному – от 8260 рублей, за один класс МКТУ. Поиск осуществляют в течение 20 рабочих дней.
За дополнительные классы, ускорение поиска, проверку транслитераций придется доплатить.
Срочная проверка в течение 1 рабочего дня увеличит стоимость в 12 раз.
Предварительная оценка охраноспособности обойдется минимум в 42 тысячи рублей.
Положительный результат проверки ФИПС не гарантирует последующую регистрацию.
Как провожу проверку я
На этапе первичной консультации вы уже рассказали мне о вашем бренде, чем занимается компания, зачем нужен товарный знак и какие перспективы дальнейшего развития в разрезе 3-5 лет вы видите.
Скорее всего, по моему запросу также представили ссылки на сайт, группы в соцсетях, каталоги.
- Подбираю классы товаров и услуг.
Проверка пойдет и по классам, в которых товары и услуги перекликаются.
- Проверяю обозначение по абсолютным основаниям отказа.
Выявляю значение каждого элемента знака, шерстю словари, справочники и Интернет. В результате узнаем: есть ли различительная способность, может ли знак ввести в заблуждение, присутствуют ли в нем элементы, которые противоречат нормам морали и общественному порядку, или элементы, которые не подлежат охране.
- Провожу поиск в платных и бесплатных базах на предмет зарегистрированных знаков, российских и международных, и заявок на регистрацию.
Получаю перечень обозначений, которые могут стать препятствием к регистрации желаемого знака. Составляю таблицу с краткой информацией о знаке и его владельце.
- Готовлю отчет с выводами о возможности регистрации, рекомендациями по преодолению препятствий к регистрации.
По результатам проверки решаем, какая стратегия регистрации даст лучший объем охраны и экономию с учетом желаемого товарного знака и интересов конкретного бизнеса.
Гарантии регистрации знака после проверки
Их нет.
Если вам гарантирую регистрацию товарного знака, пожалуйста, не пользуйтесь услугами таких лиц. Не существует «административного ресурса», «у нас своих связей» и тому подобного.
Процедура регистрации – сложный процесс. Факторы, способные повлиять на решение Роспатента о регистрации, могут появиться в процессе экспертизы. Прованговать их не получится.
Например, появилась мешающая заявка с конвенционным приоритетом. Знать о ней на этапе проверки невозможно.
Если нет гарантий, то зачем нужна проверка
При проверке обозначения юрист делает то же, что будет делать регистрирующий орган на стадии экспертизы обозначения по существу.
При выявлении оснований для отказа на этапе экспертизы, заявитель получит предварительный отказ, преодолеть который удается не всегда.
Если мы знаем об основаниях для отказа до подачи заявки, то можем заранее доработать обозначение, разработать стратегию, подготовить документы. Или сэкономить от 10 тысяч рублей на пошлинах за заведомый отказ.
Пример
Компания хочет зарегистрировать товарный знак. Нужные товары и услуги находятся в 3 классах МКТУ. На будущее компания хочет еще выпускать канцелярские товары, поэтому проверяем дополнительный класс.
Стоимость проверки словесного обозначения — 7500 рублей.
Первый этап пошлин за регистрацию — 15750 рублей.
В результате проверки обнаружен тождественный товарный знак фирмы-конкурента. Оснований для прекращения охраны этого знака нет, название используется. Конкурент на размытие своего названия не согласен, согласие на регистрацию не дает.
Отказавшись от подачи заявки, компания сэкономила на пошлинах, которые не возвращаются в случае отказа в регистрации товарного знака. А также получила рекомендации по изменению обозначения.
Экономия составила 8250 рублей.
Подав заявку без предварительной проверки обозначения, компания потеряла 15750 рублей.
Проверка — необязательный этап регистрации товарного знака
Я рекомендую проверять обозначение, даже если нет очевидных препятствий.
Решение же круглосуточно остается за владельцем бренда.